Пятница, 20.04.2018, 21:04
В помощь студентам

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [72]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Себестоимость автомобильных перевозок проблемы и пути их решения

Себестоимость автомобильных перевозок формирует конечную стоимость товаров и услуг. При этом на уровне организаций, оказывающих услуги по перевозке грузов и пассажиров, тема затрат на их реализацию является актуальной не только в последнее время, но и на протяжении периода перехода нашей страны к рыночным отношениям. Уровень рыночной конкуренции определяет положения компаний на рынке, их состояние, перспективы развития, прибыльность и рентабельность. Основным фактором, формирующим цену на реализованные услуги таких компаний, является фактор величины затрат. Уровень себестоимости автомобильных перевозок зависит от ряда факторов, к основным из которых можно отнести: степень развития материально – технической базы, использование современных технологий логистики, качество персонала, систему управленческого учета и контроля, методы распределения и формирования затрат, наличие собственного имущества.

Если рассматривать структуру себестоимости автомобильных перевозок исходя из анализа себестоимости по элементам затрат, то можно выделить следующие их составляющие:

1. Материальные затраты: в данную статью затрат входят затраты на запасные части, ГСМ, затраты на расходные материалы, такие как автошины, фильтры, масла.

2. Затраты на оплату труда: к данной категории затрат относятся затраты на основную заработную плату водителей, автомехаников, административно – управленческого персонала и прочих категорий работников. так же данная статья затрат включает в себя и другие расходы на персонала, например расходы на повышение квалификации работников, переаттестацию, обучение персонала.

3. Расходы на отчисления во внебюджетные фонды. Уровень данного вида расходов, в соответствии с действующим законодательством составляет порядка 30% от заработной платы работников организации.

4. Амортизация. Расходы на амортизацию исчисляются из различных условий, а именно: стоимость принятых к учету основных средств (автомобили, здания, оборудование), а так же исходя из полезного срока эксплуатации этих основных фондов.

5. Прочие категории расходов. Данная категория расходов является наиболее широкой в системе общей себестоимости услуг автотранспортных предприятий. К этим расходам можно отнести: затраты на услуги сторонних организаций, таких как сервисные центры, автомойки, и т.п. Так же к данной категории затрат относятся затраты на воду, электроэнергию, сток, приобретение страховки и лицензий, транспортный налог и затраты на платежи в систему «Платон».

В целом стоит отметить, что структура и состав затрат различных автотранспортных организаций может выглядеть по – разному, все зависит от того, какие методы распределения и формирования затрат использует организация.

Так, например, состав и динамика затрат холдинговой компании ООО «Неотранс», осуществляющей деятельность по перевозке грузов и пассажиров представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ динамики себестоимости автомобильных перевозок в ООО «Неотранс» по элементам затрат, за 2013-2015гг.

Показатель

2013г.

2014г.

2015г.

Абсолютное отклонение, тыс.руб.

тыс.руб.

уд. вес.,

%

тыс.руб.

уд. вес.,

%

тыс.руб.

уд. вес.,

%

2014г./

2013г.

2015г./

2014 г.

Материальные затраты, всего в том числе:

28659,1

70,4

29026,8

69

34311,82

69

367,7

5285

- запасные части

7388

18,1

7493

17,8

9549

19,2

105

2056

- ГСМ

20079

49,3

20142

47,9

23240

46,7

63

3098

- автошины

1192,1

2,9

1391,8

3,3

1522,82

3,1

199,7

131

Заработная плата

4209

10,3

4310

10,2

4705

9,5

101

395

Отчисления на соц. нужды

329

0,8

335

0,8

516

1

6

181

Амортизация

6430

15,8

7043

16,7

8904

17,9

613

1861

Прочие затраты, всего: в том числе

1103,9

2,7

1379,2

3,3

1284,18

2,6

275,3

-95

- тепло и электро энергия

27,9

0,1

36

0,1

41

0,1

8,1

5

- связь

9,2

0,01

10,8

0,01

16,4

0,01

1,6

5,6

- вода, сток

5

0,01

6

0,01

6,3

0,01

1,0

0,3

- обучение персонал

31

0,1

36

0,1

38

0,1

5

2

- лицензии и ОСАГО

512

1,3

730

1,7

831

1,7

218

101

- услуги сторонних организаций

21

0,1

29

0,1

74

0,1

8

45

- транспортный налог

502,8

1,2

531,4

1,3

277,48

0,6

28,6

-253,9

Итого по элементам затрат

40731

100

42094

100

49721

100

1363

7627

На протяжении всего рассматриваемого периода основную долю затрат в себестоимости продукции (работ, услуг) автотранспортного предприятия занимают материальные затраты, их удельный вес составляет около 70% на всем промежутке рассматриваемого периода. Основная часть материальных затрат, как и предполагалось, приходится на ГСМ. В общей структуре себестоимости продукции (работ, услуг) затраты на ГСМ в динамики возрастают, но их удельный вес немного снизился за счет увеличения расходов на запасные части в 2015 году на 2056 тыс.руб. Затраты по статье «Автошины» увеличиваются в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 131 тыс.руб., что обусловлено повышением цен на шины, их удельный же вес в общей структуре себестоимости на протяжении всего рассматриваемого периода находится приблизительно на уровне 3%. За счет роста заработной платы работников предприятия и среднесписочной их численности, что было отмечено выше, наблюдается рост фонда оплаты труда в целом. В 2014 году общая величина затрат на оплату труда в себестоимости продукции (работ, услуг) составила 4705 тыс.руб., что больше аналогичного периода 2014 года на 395 тыс.руб., и больше аналогичного периода 209 года на 496 тыс.руб. В связи с ростом фонда оплаты труда на предприятии так же растет величина затрат на отчисления на социальные нужды, а именно в 2015 году по сравнению с 2014 годом данный показатель возрос на 181 тыс.руб. и составил 516 тыс.руб., по сравнению с 2013 годом абсолютный рост данного показателя составил 187 тыс.руб. Удельный вес затрат на отчисления на социальные нужды предприятия не превышает 1% на протяжении всего рассматриваемого периода. Довольно высокий уровень в составе себестоимости продукции (работ, услуг) приходится на амортизацию, величина которой в 2015 году составила 8904 тыс.руб., что больше 2014 года на 1861 тыс.руб. Удельный вес прочих затрат в себестоимости продукции на протяжении всего рассматриваемого периода составляет от 2,6 до 3,3%, основную долю прочих затрат составляют затраты на лицензии и ОСАГО, а так же затраты на транспортный налог.

Для снижения себестоимость автомобильных перевозок, компании необходимо постоянно проводить контроль изменения затрат, а так же выявлять факторы, повлиявшие на эти изменения.

Для снижения материальных затрат в структуре себестоимости автомобильных грузоперевозок необходимо: рассмотреть направления по переводу автомобильного транспорта на использование природного газа, более эффективно произвести формирование системы логистики, что бы осуществить максимальную загрузку транспорта при отправке на дальние расстояния, определить наиболее приемлемых в плане качества и цены поставщиков запасных частей и расходных материалов.

Для сокращения затрат на оплату труда и отчислений во внебюджетные фонды, компании – грузоперевозчику, необходимо более эффективно планировать штат сотрудников, привлекать к работе наиболее квалифицированный персонал, который обеспечит высокий уровень производительности труда и снизит риск возникновения внештатных ситуаций (ДТП). Кроме того, необходимо оценить эффективность наличия системы собственного обслуживания автомобилей и провести сравнение целесообразности использования данной системы у специализированных компаний, что может повлиять на сокращение штата и экономии на заработной плате. К методам минимизации затрат на отчисления во внебюджетные фонды можно отнести эффективную систему организации бухгалтерского и налогового учета. Что касается амортизационных отчислений, то их величина зависит от принятой в компании учетной политики.

Экономию прочих затрат можно осуществить пи помощи сокращения затрат на электроэнергию путем установки современных низко потребляемых осветительных ламп. Для оптимизации налоговых отчислений, а именно транспортного налога, возможно постановка на учет автомобилей в представительствах других регионов, с более низкой налоговой ставкой например Томская область). Для снижения затрат на услуги сторонних организаций, необходимо провести мониторинг и оценить целесообразность использования данных услуг.

Таким образом для сокращения себестоимости автомобильных перевозок, необходим комплексный подход, к оценке каждого вида затрат, составляющего общую себестоимость. На сегодняшний день в состав затрат автомобильных грузоперевозок стали входить и затраты на оплату проезда по системе «Платон», но оценка положительных и отрицательных сторон данной системы это отдельная тема для обсуждения, проанализировать которую можно лишь после определенного времени ее функционирования.

 

Список использованной литературы

1. Самаров, К.Л. Экономика отрасли: Учебное пособие / К.Л. Самаров. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2011. - 80 c.

2. Четыркин, Е.М. Экономика организации: Учебник / Е.М. Четыркин. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2011. - 392 c.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (03.07.2016)
Просмотров: 253 | Теги: автомобили, РЭУ, Кемгсхи, себестоимость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Copyright MyCorp © 2018