Среда, 17.10.2018, 10:59
В помощь студентам

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [72]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block content
Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Понятие и сущность управленческого контроля

Контроль (от франц. controle - проверка) – процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:

- установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;

- сопоставление достигнутых результатов с ожидаемыми;

- корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты отличаются от установленных стандартов.

Определение системы управленческого контроля – вопрос дискуссионный. Не существует какого-либо идеального определения, которое бы устраивало всех специалистов в этой области. Мнения авторов специальной литературы разнятся от понимания управленческого контроля в узком смысле этого слова, а именно как подсистемы управленческого учета, до трактовки его в широком смысле как системы управления предприятием, охватывающей все функции управления.

В.В. Бурцев отождествляет управленческий контроль с контроллингом, подчеркивая, что его «целесообразно представить как систему, состоящую из элементов управленческой информационной системы, центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета, кадров контроля».

И.Н. Герчикова дает достаточно широкое определение, подчеркивая что «одна из функций управления – управленческий контроль, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация» [9, с. 230].

Схожее определение дает и В.Э. Керимов, рассматривая управленческий контроль, как «систематическую, конструктивную деятельность руководителей, органов управления, направленная на приближение фактического исполнения к запланированному результату».

В свою очередь Юдина И. считает, что: «управленческий контроль – это процесс влияния менеджеров на работников предприятия с целью эффективной реализации организационной стратегии».

И все же целесообразно представить управленческий контроль как систему, состоящую из системы информационного обеспечения и совокупности следующих взаимосвязанных звеньев: центров ответственности, техники контроля, процедур контроля, среды контроля, системы учета и кадровой структуры.

Экономическое содержание контроля следует определить как многогранную межотраслевую систему наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния объекта в интересах оценки обоснованности и эффективности принятых решений и результатов их выполнения с целью выявления отклонений от требований этих решений и устранение неблагоприятных ситуаций. Многие авторы рассматривают понятие «контроль» с точки зрения его принадлежности к системе управления.

Являясь частью системы управления, цель контроля направлена на достижение установленных задач. В теории контроля выделяют следующие основополагающие задачи:

- определение предела допустимых отклонений;

- установление основных контролируемых параметров;

- сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах объекта контроля;

- сравнение фактических результатов с плановыми показателями, выявление отклонений;

- анализ причин полученных отклонений от установленных нормативов;

- разработка программы и предложений о принятии по мере необходимости соответствующего воздействия для достижения намеченных целей;

- утверждение предложенных мер воздействия и организация его осуществления;

- установление порядка осуществления обратной связи .

Характерные особенности контроля более подробно раскрывают его принципы: соответствия, законности, ответственности, непрерывности, компетентности, независимости, научности.

В научной литературе встречаются понятия «внутрихозяйственный контроль», «внутренний контроль», «система внутреннего контроля», «внутренний управленческий контроль»,   «управленческий контроль», которые употребляются непоследовательно и неоднозначно. Однако отсутствует четкая и однозначная трактовка понятия системы управленческого контроля.

Несмотря на многообразие толкований, понятие «управленческий контроль» в современных условиях обладает достаточным набором признаков, позволяющих говорить о его автономности и обособлении от иных сходных понятий.

Управленческий контроль – совокупность механизмов, позволяющих решать внутренние задачи организации. По нашему мнению, отличительной особенностью управленческого контроля, является способность оказывать воздействие на сотрудников, принимающих управленческие решения, в целях повышения рентабельности деятельности организации и достижения поставленных целей.

Одним из направлений деятельности управленческого контроля можно считать выделение центров ответственности.

Различают следующие типы центров ответственности:

- центры издержек или расходов;

- центры поступлений;

- центры прибылей;

- центры инвестиций.

Центры издержек или расходов – это центры ответственности, отвечающие за подконтрольные им расходы. Этот тип делится на две категории: центры нормативных издержек и центры дискреционных расходов.

Центры нормативных издержек – это подразделение, деятельность которого подлежит измерению. Измерить деятельность центров дискреционных расходов не представляется возможным и не прослеживается четкая зависимость между исходными ресурсами и полученными результатами.

Центры поступлений – это подразделения, отвечающие только за финансовые результаты, в виде поступлений от реализации продукции (работ, услуг).

Центры прибылей – это те подразделения, в полномочия которых входит как управление расходами, так и управление поступлениями.

Центры инвестиций – это центры ответственности, руководители которых вправе принимать решения не только по поступлениям от реализации, расходам, но и эффективному использованию оборотных средств.

При помощи выделения центров ответственности представляется возможным осуществлять учет ответственности, который заключается в сборе и обобщении информации о расходах и поступлениях в рамках каждого центра ответственности, с целью выявления отклонений фактических показателей от запланированных.

Учет ответственности основан на принципе контролируемости. Данный принцип означает определение сферы ответственности конкретного центра, при условии его способности оказать влияние на различные факторы. Практика показывает, что подразделение факторов на контролируемые и неконтролируемые, в чистом виде, встречается редко.

Выделяют три типа неконтролируемых факторов:

- экономические и конкурентные факторы;

- состояние природы;

- взаимозависимости [27, с. 388].

Как контролируемые, так и неконтролируемые факторы оказывают влияние на финансовые результаты деятельности центров ответственности. В целях определения степени такого влияния возможно использование следующих способов:

- анализ отклонений;

- гибкие нормативы показателей деятельности;

- оценка относительных показателей функционирования;

- субъективная оценка показателей функционирования.

Нельзя не согласиться с мнением многих ученых, что самым распространенным способом является анализ отклонений. Анализ отклонений направлен на выявление тех факторов, которые привели к изменениям фактических результатов от запланированных. В рамках анализа отклонений представляется возможным выявить сотрудников, виновных в возникновении отклонений.

В системе управленческого учета осуществляется контроль как финансовых, так и нефинансовых показателей центров ответственности. Рассмотрим систему управленческого контроля на примере хлебопекарных предприятий. Для выявления отклонений фактических показателей от предусмотренных в сметах, анализу подвергаются статические и гибкие бюджеты.

Статический бюджет рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации. В нем доходы и расходы планируются, исходя только из одного уровня реализации.

В руках стратегически мыслящего управленца контроль (в широком смысле слова) становится «живым» инструментом, без которого не могут быть в полной мере реализованы остальные задачи управления государственной или коммерческой организации любого масштаба, включая планирование, непосредственное руководство и контроль их деятельности.

Одной из составляющих контроля в управлении является финансовый контроль, который осуществляется как в структурах органов государственной власти и местного самоуправления, так и в коммерческих организациях.

Результаты финансового контроля позволяют выработать рациональную политику деятельности и принимать выверенные управленческие решения, обеспечивающие сбалансированное функционирование организаций любых форм собственности, эффективное расходование средств, достижение намеченных целей не только в вопросах оперативного руководства, но и в долгосрочной перспективе.

Поэтому организовать систему финансового контроля необходимо с момента образования министерства, ведомства или коммерческой организации, когда их руководитель еще только начинает планировать концепцию своей организации, определять цели и ее задачи, то есть вырабатывать основные стратегические направления деятельности и решать текущие тактические задачи.

Финансовый контроль является неотъемлемым элементом в деятельности любой организации. Его отсутствие влечет за собой неэффективное и нерациональное использование ресурсов, что в результате приведет к потере средств (государственных и (или) коммерческих), поскольку бизнес структуры зачастую являются подрядчиками (субподрядчиками) при выполнении мероприятий государственных (муниципальных) программ. При этом, в случае государственной структуры, неэффективность выражается в ненадлежащем исполнении полномочий и реализации закрепленных функций, в частности, государственных стратегий социально-экономического развития, для коммерческих структур в снижении прибыли организации и даже потере бизнеса (банкротства) [11, с. 134-135].

Категория: Мои статьи | Добавил: kemerovo3000 (16.09.2015)
Просмотров: 381 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Copyright MyCorp © 2018